ХУДОЖНИКИ

архитектор, живописец и график. Виднейший представитель позднего классицизма в немецком зодчестве 19 в. Также считается лидером «романтического историзма». В 1795 г. переехал в Берлин, где с 1798 по 1800 г. учился архитектуре под руководством братьев Гилли в Академии архитектуры, одновременно с этим работая художником на фарфоровой фабрике. Изначально Шинкель занимался живописью и графикой, создавая в духе романтизма пейзажи, панорамы, театральные декорации, рисунки, литографии. Позднее под влиянием Каспара Фридриха историко-античная тема перемежалась в его работах национально-средневековыми мотивами. Внес яркий вклад в сценографию немецкого романтизма, создавая в 1815—1832 эскизы для оформления спектаклей берлинских королевских театров. Деятельно занялся зодчеством с той поры, как его в 1810 году по предложению Вильгельма фон Гумбольдта назначили асессором Прусской строительной депутации. Последовательно продвигаясь по служебной лестнице, Шинкель сосредоточил в своих руках контроль над важнейшими строительными работами в королевстве. Реформировал поздний, ампирный классицизм, археологически уточнив его античные формы, а с другой стороны — придав им еще более свободную, гибкую вариативность. К числу наиболее значительных его сооружений, выполненных в «греческом стиле», относятся: • Новая гауптвахта (1816—1818); • Драматический театр (1818—1821); • Дворцовый мост (со скульптурами по эскизам самого Шинкеля) 1819—1823); • Обелиск на месте смерти фельдмаршала Барклая де Толли в пос. Нагорное (бывш. Штилитцен) Восточной Пруссии — 1821; • Старый музей (1822—1830) в Берлине; • Дворец Шарлоттенхоф (с 1826) и ряд парковых павильонов в Потсдаме. • Храм Николаикирхе (1830—1837) в Потсдаме. Изначально испытывая острый интерес и к готике, под воздействием своих английских впечатлений начал строить в неоготическом вкусе: • чугунный памятник королеве Луизе в Гранзее близ Берлина, 1811; • Вердерская церковь в Берлине, 1825—1828; • проект Готической капеллы (церковь во имя св. Александра Невского) в Петергофском парке«Александрия» (проект 1829; построена архитекторами А.Менеласом и И. И. Шарлеманем в 1831—1834); • дворец Бабельсберг близ Потсдама, 1831—1833; • Альтштадтская кирха в Кёнигсберге, строительство закончено в 1845. Под руководством Шинкеля (по планам 1817 и 1833) была значительно модернизирована планировка Берлина (устройство новых улиц и бульваров в центре города; расширение его общей территории за счет присоединения ряда прилегающих районов). Шинкель внес большой вклад в развитие местной художественной промышленности, создавая эскизы мебели и светильников, стимулируя производство декоративного литья и керамики, а также витражей. Активно занимаясь реставрационными работами (в том числе надзором за достройкой Кёльнского собора), поставил дело охраны архитектурных памятников на широкую государственную основу: по его инициативе (с 1815) соответствующие службы были учреждены по всей Пруссии. Среди собственных произведений Шинкеля особое место занимают некоторые замыслы 1830-х годов (проекты магазина и библиотеки), а также здание Строительной академии (1831—1835, в настоящее время восстанавливается), где он отказался от каких бы то ни было исторических стилизаций, создав новаторские образцы протофункционализма. Карл Фридрих Шинкель оказал огромное влияние на развитие архитектуры в России в XIX веке. Николай I заказал ему проект дворца в крымской Ореанде. Проект поражал своим великолепием: на одной из скал Шинкель предполагал возвести величественное здание, внешне напоминающие дворцы древней Эллады. Внутренние помещения должны были быть отделаны в стиле помпейских вилл. Богатейшая роспись стен, скульптура из различных видов мрамора в атриуме и галереях, фонтаны, тропическая зелень двориков по замыслу зодчего должны были подчеркивать необычность и роскошь императорской резиденции. Однако проект оказался слишком дорогим и был отклонен. Оставил свой след великий архитектор и в Санкт-Петербурге. Решетки Аничкового моста в городе на Неве являются копией перил Дворцового моста в Берлине, построенного Шинкелем в 1824 году. В последние годы жизни Шинкель, отказавшись от форм классицизма и готики, предвосхитил некоторые принципы рационализма (здание Строительной академии в Берлине, 1831-35). Выступал также как теоретик архитектуры.