Открылась выставка "Истории русского балета" в музее ВМДПНИ

12 октября 2015 г.

 Время проведения: 8 октября – 8 ноября 2015 г.

Место проведения: музей ВМДПНИ, Москва, ул. Делегатская, д. 3, Балконный зал

Презентация состоялась 8 октября 2015 г. в 19-00, музей ВМДПНИ, Балконный зал

Куратор проекта: Хегай Инна Алексеевна

Участники: галерея АРТ-СОЮЗ, Всероссийский музей  декоративно-прикладного и народного  искусства, музей Ар-Деко;

художники: В. Васильев, В. Клавихо-Телепнев,  Т. Хромосеева, И. Макаров, А. Нежная

 

Галина Уланова

Е.А. Янсон-Манизер "Галина Уланова в роли Одетты в балете "Лебединое озеро" бронза, 1940г.

 

Выставка «Истории русского балета» предлагает современный взгляд на искусство русского балета в его актуальном и историческом аспекте. На ней впервые будут представлены широкому кругу зрителей  уникальные произведения из фондов московских музеев. Наиболее значительные экспонаты  выставки – монументальные изображения  в бронзе великих балерин  ХХ века Г. УлановойиМ. Плисецкой скульптора Е. А. Янсон-Манизер, известной своими работами на тему русского балета и спорта, монументальными проектами для Московского метрополитена (станции Динамо, Добрынинская).  В  них  передана сама душа танца, характер движения, подмечено то, едва уловимое, что составляет суть образа. Портрет Улановой в ролиОдетты в «Лебедином озере»  хранился несколько десятилетий  в фондах Государственной Третьяковской Галереи.  Такая же монументальная скульптура Г. Улановой установлена перед зданием Королевского музея танца в Стокгольме. Скульптура, изображающая М. Плисецкую в образе Лебедя, была  создана Е.А. Янсон-Манизер в 1968 г. специально для великой балерины и до сегодняшнего дня ни разу не демонстрировалась публике.

Майя Плисецкая миниатюра

Образы прим русского балета также вдохновляют современных художников творческой группы SASONKO, создающих скульптурные произведения из драгоценных материалов. На выставке представлен центральный предмет из коллекции SASONKO «Образы русского балета»  художника из Петербурга  Татьяны Хромосеевой  — ювелирная  миниатюра, посвященная памяти Майи Плисецкой. Великая балерина запечатлена в образе, напоминающем иконографическое изображение «Оранты», с открытыми в предстоянии перед вечностью руками – воплощение хрупкости и силы. Скульптура, как и многие создания Татьяны Хромосеевой, очень динамична, легко реагирует на все движения и прикосновения, меняет свои грани и ракурсы и этим навевает ассоциации с танцем.

В серии Ballet Хромосеевой применена техника горячей витражной эмали, которая в сочетаниях с полихромными камнями позволила художнику приблизиться к смелым колористическим решениям, как у  мастеров русского авангарда  М. Ларионова и Н. Гончаровой. В форме изделий, ее ритмической стилизации, проявляется влияние художественных концепций начала ХХ века – конструктивизма, футуризма, традиций пластического авангарда в скульптуре, театральном искусстве и живописи.

 

Балет в России традиционно имеет высокий статус в культурной жизни государства, а за рубежом уже давно стоит в ассоциативном ряду русского искусства и является визитной карточкой нашей страны. Русский балет хранит свои эстетические каноны и является законодателем классической хореографии во всем мире со времен новейшей истории.  Такие всемирно известные хореографы ХХ века, как Ролан Пети (ученик С.Лифаря), Фредерик  Аштон (Лондонский королевский балет, ученик Л.Мясина), Альберто Алонсо (дебютировал в составе «Русского балета Монте-Карло»),  Харальд Ландер(Королевский Датский балет, ученик М. Фокина),  Сяо Сухуа (профессор Пекинскойакадемии танца, стажировался в Большом театре под руководством Юрия Григоровича и Петра Гусева)  —  получили профессиональное образование в рамках русской традиции. И в наше время русский балет не оставляет зрителей равнодушными, вдохновляет творческих людей, собирает вокруг себя ярких личностей, всесторонне одаренных в разных областях искусства.

Бенуа для Иды Рубинштейн

 

Балет – это вид искусства, переживаемый в пространстве и времени,  его мимолетная красота неуловима. Невозможно остановить мгновение в танце, но можно запомнить ощущения, эмоции, оттенки впечатлений. Летопись искусства хореографии, фиксация знаковых событий, происходит посредством других видов искусства: живописи, графики, дизайна костюмов и сценографии,

фотографии, кино- и видеосъемки.  В каждом из них отражаются лишь части, отдельные фрагменты целостного театрального действия, сохраняющие память об ожившей легенде. Но, прикоснувшись к этим предметам, словно вскрываешь код, разгадываешь шифр, который открывает живые воспоминания  от танца во всей полноте и силе.

 Цель создателей проекта  –  посредством смежных областей искусства, художественных деталей, отдельных историй постановок, фрагментов произведений,   дополнить и обогатить впечатления поклонников русского балета, этой  выставкой обратить внимание наших современников на балет сегодняшнего дня, на его связь с великими деятелями прошлого, на преемственность поколений и художественных школ на протяжении ХХ и ХХI века.

Балет – это не только танец, музыка, костюмы и сценография, артисты и режиссеры, эмоции зрителей. Балет – это все вместе и нечто большее — синтез, это легенда, собранная из разных видов искусств, разных жанров и техник.  Экспозиция выставки в залах ВМДПНИ отражает все грани предметов искусства, вдохновленных балетом.  В ней показаны живописные и графические эскизы декораций, костюмов к знаменитым постановкам «Русских сезонов» С. Дягилева, выполненные художниками

Л. Бакстом, А. Бенуа, Н. Гончаровой, М. Ларионовым, оригинальные костюмы, реализованные в материале по их эскизам. Также представлены авторские реконструкции сценических костюмов к «Русским сезонам» театрального художника Анны Нежной. Влияние русского хореографического искусства на европейских мастеров стиля Ар-Деко можно увидеть в скульптурах Д.Чипаруса и П.Лореля.

Творческие поиски взаимодействия разных видов искусства второй половины ХХ века отражают эскизы И. Макарова к телефильмам с участием М. Плисецкой на музыку Р. Щедрина «Дама с собачкой» режиссера  Б. Галантера  и «Поединок» Б. Эйфмана. Выдающийся артист балета, хореограф, театральный режиссер  В.Васильев раскрывает универсальность своего таланта в авторской сценографии, работах в технике акварели.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) предоставил из своей коллекции советского фарфора скульптурные изображения знаменитых балерин – А. Павловой, Т. Карсавиной, Г.Улановой, М. Плисецкой – в легендарных сценических образах. Часть предметов из этой коллекции, выполненные в 20-е – 50-е гг. на Ленинградском фарфоровом заводе по моделямВ. Мухиной, Е. Янсон-Манизер, Н. Данько, Д. Иванова, впервые извлечены из запасников музея для экспонирования в выставочном зале.

 «Истории русского балета» приглашают зрителей вспомнить шедевры художественных постановок, ярких личностей русского балета, прикоснуться к вечным ценностям, созданным благодаря высокому искусству танца.

Карсавина Жар-птица

 

Куратор Инна Хегай

тел. +7-985-776-15-17

e-mail: inana@list.ru

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий