|
В легендарной Академии искусств во Флоренции пройдет выставка Юрия Купера к 80-летию художника.
Опера. Проект интерьера Воронежского театра оперы и балета 2012г. бумага, шелкография, 13х180 см
Юрий Купер — живописец, график, театральный художник, архитектор, иллюстратор, поэт и прозаик. Уроженец Москвы, он закончил художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина, в начале 1970-х годов эмигрировал в Израиль, жил и работал в Париже и Лондоне, в 1983 году получил гражданство Великобритании, а в 2010 году вернулся в Москву, свой родной «город водосточных труб…» и вновь получил российское гражданство в 2016 году. Являясь полноправным «гражданином мира», художник остро чувствует характер и настроения своей эпохи.
Произведения Юрия Купера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Музее Метрополитен, в коллекциях Министерства культуры Франции, Библиотеки конгресса США, в Центре изобразительных искусств Сэнсбери Восточной Англии, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и многих других музейных и частных собраниях.
Трава. 2016г.
холст, смешанная техника, 212х273 см
В своих работах Купер раскрывает внутреннюю суть простых вещей и привычных явлений, выявляя общие философские законы мироздания – так что важное место в его творчестве занимают библейские сюжеты, а любимым художником остается святой живописец Фра Беато Анжелико. Не случаен выбор места выставки Юрия Купера: именно на площади Сан-Марко расположена древнейшая в мире Академия изящных искусств и одноименный монастырь Сан- Марко – в нем хранятся работы Фра Анжелико. Кроме того, с Италией Купера связывает уникальный опыт работы с Марчелло Мастрояни над постановкой спектакля «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова в римском театре Арджентина в 1988 году.
В экспозицию выставки войдут работы Юрия Купера из галереи Патрика Крамера (Женева), из частных московских коллекций Инны Хегай, Ольги Шепельской и Андрея Ефремова, а также из собрания автора. Все они относятся к разным периодам и позволяют продемонстрировать метаморфозы художественного языка мастера, успешно работающего на стыке разных видов и жанров искусства: театральные проекты, произведения живописи и графики, работы на металле. Среди ключевых экспонатов — «Книга Иова», опубликованная в 2010 году тиражом 30 экземпляров и масштабные живописные холсты, связанные ветхозаветной тематикой, проект интерьеров Сретенского монастыря на Лубянке, созданный в 2012 году, и объемные театральные эскизы с элементами коллажа; объекты, выполненные в смешанной технике, в том числе вариант любимой композиции Купера «Тюльпан»; полотна, созданные в рамках работы над постановкой оперы Ж.Бизе «Кармен» в 2008 году.
Бабы. Сценография к спектаклю по рассказу Чехова, постановка Н.Михалкова из цикла "Метаморфозы" 2016-2019
Произведения последних лет отражают новый уровень творческой свободы мастера, переход от камерного мира простой предметности, созерцания созданных человеком вещей — к более масштабному пространству. Особенно ярко этот переход виден в его новых архитектурных проектах и в цикле театральных постановок 2016- 2019 гг. «Метаморфозы», режиссером которых выступил Н. С. Михалков. В сценических образах и декорациях этой серии постановок по рассказам Чехова и Бунина наиболее ярко раскрылся столь любимый художником эффект «сфумато».
Название выставки «Сфумато», по-итальянски означает «исчезающий как дым», глубоко характеризует творческий и жизненный путь художника. Так же назван опубликованный в 2015 году автобиографический роман Юрия Купера. Сфумато как живописная техника тончайших градаций света была изобретена и описана гением Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Купер, восхищаясь творениями великих итальянцев XVI века, мастерски овладел различными вариантами этой техники в живописи, графике и театральном искусстве, применяя для достижения эффекта объемной «вуали» новейшие материалы и технологии. В зрелом периоде творчества сфумато становится для Купера не просто виртуозно освоенным художественным средством, но и способом вдохнуть жизнь в предмет искусства, сделать его трехмерным, изменчивым, в своем роде интерактивным — и в то же время ускользающим от пристального взгляда. Успешно осваивая возможности новейших технологий, цифровые и мультимедийные форматы, Купер остается верным себе и своему призванию. Глубокий анализ феномена метаморфоз Юрия Купера отражают слова историка искусств Михаила Германа: «Купер принадлежит к тем редким сейчас мастерам, которые соединяют в своей творческой практике отвагу современного эксперимента с высокой пробы мастерством и с тончайшей пластической культурой. Ныне это удел немногих, даже самых знаменитых художников. Он свободно творит на любых широтах. Говоря без пафоса, он вполне транснационален и эта «всемирность» довела до высокой маэстрии, до подлинного артистизма обретенные им еще на Родине профессиональные навыки, отточила вкус». Смелость творческого эксперимента концепции юбилейной выставки Купера во Флоренции выражается в намерении соединить разные виды искусства: вживить новаторскую театральную постановку в академические выставочные залы старейшей в мире Академии художеств.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |
КОНТАКТЫ
109012, Москва, ул. Ильинка, д. 4, выставочный комплекс "Гостиный Двор", 2 этаж, комната 297
тел.:+7(985)776 15 17, +44 (0)7949 021 107
e-mail: info@artsouz.ru